Минфин предлагает обменять на деньги несуществующие льготы и сократить работников в медицине, науке и искусстве.
Минфин предложил реформировать систему оплаты труда бюджетников одновременно по двум разным проектам. На совещании по реализации предвыборных обещаний Владимира Путина министр финансов Антон Силуанов предложил отменить натуральные льготы для бюджетников в рамках программы по повышению оплаты их труда, а, кроме того, изменить систему начисления по тому образцу, который был ранее реализован у военных. Также из упомянутого ведомства в правительство поступил законопроект, в случае принятия которого все работники бюджетных организаций будут получать свою заработную плату исключительно по банковским пластиковым карточкам.
Антон Силуанов заявил на совещании, что реформа системы зарплат потребует дополнительных средств из казны, в первую очередь, от субъектов федерации. Чтобы повысить эффективность бюджетной сферы, министр призвал провести в ней структурные изменения, в частности, должна быть оптимизирована «численность работников», которая в последние годы по ряду отраслей «существенно возросла». Он отметил, что сегодня в пересчете на 200 тысяч населения число бюджетников заметно превышает показатели советских времен.
Вновь избранный президент уже дал свою оценку-напутствие: «Что касается льгот - крайне осторожно нужно действовать. В вооруженных силах было очень существенное повышение (денежного содержания). В бюджетной сфере мы о таком существенном повышении не говорим. Действительно, повышение заметное, но в вооруженных силах это было в разы, а здесь мы такого пока не планируем. Нужно быть крайне аккуратными», - сказал Путин. «Мы уже проходили опыт монетизации и нужно, чтобы не получилось так, что отмена льгот съест все повышения. У нас повышение должно быть реальным», - добавил он.
Обе инициативы вызывают ряд вопросов и создают возможности для злоупотребления, а также чреваты массовыми неудобствами для граждан. За оценкой предлагаемых министерством финансов новшеств «СП» обратилась к ведущему эксперту Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорю Полякову. По его мнению, в основном речь идет о сокращении численности бюджетников без значительного увеличения заработных плат и о желании главы Минфина набрать дополнительные балы перед формированием нового правительства после переезда Владимира Путина из Белого дома в Кремль.
«СП»: - Игорь Владимирович, какие льготы у бюджетников можно монетизировать? О каких суммах идет речь?
- Первая реакция: спросить у Силуанова, где он эти льготы нашел. Надо разделять: есть госслужащие с заметным пакетом льгот, и есть работники бюджетной сферы, у которых надо постараться их обнаружить.
Давайте, посмотрим, о чем может идти речь. В России сегодня насчитывается немногим более 3 млн федеральных бюджетников. Это работники федеральных ведомств не только в столицах, но и в регионах. Но основную массу составляют работники, получающие заработную плату из бюджетов субъектов федерации. Их примерно 12-13 млн человек. Это – медики, учителя, сотрудники библиотек, музеев, консерваторий, библиотек, ВУЗов, частично предприятий ЖКХ, муниципальная милиция, представители региональных органов исполнительной и законодательной власти. Даже в самых подробных ежегодных справочниках, публикуемых Росстатом, вы не сможете оценить объем их льгот.
Что же можно монетизировать? К получаемым в натуральной форме льготам можно приравнять в некоторых ведомствах, например, в МИДе или Роспотребнадзоре, униформу. Оценочно можно предположить, что вместо ее выдачи раз в три года будет выплачиваться сумма, эквивалентная примерно 4000 рублей для мужчин и 5000 для женщин - чтобы они заказывали ее сами по установленным стандартам. Кроме того, монетизировать можно расходы на мобильную связь – не выдавать сим-карту, а выплачивать работнику раз в полгода некоторую сумму, которую он сам сумеет эффективно потратить. То же самое можно сказать о некоторых расходах на транспорт. Ранее бытовала практика выдачи ведомственных квартир, но теперь эти случаи по стране единичны.
Оценок этих льгот в денежном выражении в нашей стране никогда не существовало. Возьмем последний официальный сборник Росстата, который имеется в федеральных ведомствах: «Социальное положение и уровень жизни» за 2010 год – там этого нет. Косвенно можно оценить размер льгот по статистике потребления домохозяйств. В среднем россияне в 2010 году получили бесплатно в натуральной форме или по льготным ценам примерно 10 рублей на человека в месяц. В эту сумму входят все льготы в стране вообще, включая коммерческий сектор. Учитывая, что средние траты в России на потребление в этот период составили 11600 рублей на человека в месяц, получаем долю льгот в потреблении россиян в 0,1%. И бюджетники лишь мизер от этой суммы. В любом случае, речь идет о каких-то малозаметных копейках, несопоставимых с теми деньгами, которые фигурировали во время монетизации льгот для военных.
Поэтому, мое мнение: глава Минфина просто продублировал высказывавшуюся ранее идею Дворковича, чтобы набрать дополнительные баллы перед дележом портфелей в грядущем составе правительства.
«СП»: - Но речь идет также о структурных изменениях в системе оплаты труда. Что имеется в виду?
- В основном, думаю, все сведется к упомянутой оптимизации численности, то есть сокращениям. Силуанов корректно обозначил нарастающую остроту бюджетных проблем. На фоне прогнозируемого не очень сильного, прямо скажем, роста нашей экономики, сокращение количества бюджетников является вынужденной мерой. Другого решения в принципе не найти. Если сравнивать с советскими годами, на которые делается ссылка, то количество бюджетников в стране действительно несколько увеличилось. По некоторым направлениям и в некоторых регионах заметно неоправданное разбухание штатов. Но вот что и где – этого анализа я нигде в государственных источниках не видел. А это – ключ к правильному решению проблемы. Потому что при жесткой реализации пресловутой оптимизации по всей стране, мы получим резкое обострение социальных проблем. Например, на многих территориях в Сибири, особенно в Тыве, на Алтае, а также на Кавказе штаты действительно сверх раздуты, но в этих краях рабочие места местной экономикой практически не создаются. Поэтому даже неэффективная работа на бюджетную ставку остается самой реальной или единственной возможностью трудоустройства у местного населения. Сократи ставки - и сразу нарушится стабильность в регионе, резко усилится вынужденная трудовая миграция. А с учетом того, что население в основном возрастное, получится, что заметное число людей постарше фактически не смогут найти работу, поскольку уже не в состоянии мигрировать в другие регионы, а другую работу им вообще не найти.
«СП»: - Но система оплаты у труда по примеру военных может иметь и другие последствия. Вспомним нашумевшую летом прошлого года историю старшего лейтенанта Игоря Сулима из Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС. Летчик утверждал, что ежемесячно он отдавал более 13 тысяч рублей за то, что начальство выписывало ему премию в 52 тысячи рублей. В основу этого скандала легла новая система оплаты, когда кроме оклада в распоряжение руководства поступал премиальный фонд для стимулирования офицеров. Имея возможность по своему усмотрению расходовать этот фонд, руководство использовало свое право для получения откатов с подчиненных за премирование. Создаст ли такие коррупционные возможности инициатива Минфина в бюджетной сфере?
- На самом деле, военные на три года отстали от бюджетников. И больницы, и некоторые ВУЗы ввели эту систему гораздо раньше. Безусловно, там появились возможности для произвола. К определению оснований для начисления премий есть много вопросов, и, конечно, не надо испытывать иллюзий – во многом зарплаты росли непонятно, за какие заслуги – в основе стимуляции лежала, скорее, не эффективность труда, а личные отношения. Немалую роль в этом сыграло и фактически отсутствие профсоюзов или их номинальное присутствие. В лучшем случае молчаливое неодобрение – все, что они противопоставили. Это дало возможность администрации исключительно на свой вкус распределять деньги. Кто контролирует эффективность работы, кто ведет отчётность? Снизилась заболеваемость? Нет. Тогда за что премировать успешную борьбу с ней?
Безусловно, есть в уже произошедших в медицине и высшей школе изменениях отрицательные моменты, надо разбираться и донастраивать эту систему. Но другим секторам и распределять-то нечего. Если только в Эрмитаже и в Государственном музее А.С. Пушкина есть какие-то премиальные фонды. Поэтому это чисто конъюнктурные заявления главы министерства.
«СП»: - В чем смысл перевода зарплат бюджетников на карточную систему?
- Формально перечислять дешевле на счета, чем выдавать наличные. Поэтому бюджет как бы экономит деньги. Но ведь расчётов на стоимость доставки наличных или создания банкоматной инфраструктуры никто не делал. Анализа экономической целесообразности этого перехода для государства никакого нет.
Во главе этой схемы стоит, конечно, банк. И здесь надо смотреть с этой точки зрения, чтобы понять, в чем смысл. Да, банкам выгодно получать и использовать зарплатные средства, но для этого они должны иметь какие-то гарантии. Допустим, три дня или пять дней зарплату нельзя снимать. Или должен быть на счету всегда минимальный остаток, потому что иначе он не покроет своих расходов на обслуживание счетов, а ему надо зарабатывать.
«СП»: - Нет ли опасности, что, в силу традиционной с советских времен принудительно-добровольной системы, работников будут лишать возможности выбора удобного ему банка, навязывая невыгодный тариф или неудобную с точки зрения банкоматной сети кредитную организацию? Ведь даже в столице такая практика – не редкость.
- Эффективность работы банка по зарплатной схеме напрямую зависит от количества обслуживаемых счетов – ему надо окупать расходы. Конечно, руководитель будет отрабатывать пользу банка, заключая договор - иначе договора не заключить. Так что, есть предпосылки, что всех могут загонять в один банк. Ну, и конкурсов по выбору кредитной организации никто никогда не проводит. Поскольку пока большая часть бюджетников получает деньги наличными, то простор для операции по выдаче карт имеется. Физические лица, безусловно, будут связаны этими интересами банков увеличивать оборот денег на счетах. Но изменить систему после ее создания у них не получится.
«СП»: - Могут ли быть какие-то неудобства для работников?
- Кроме обязательств, например, не снимать зарплату в течение трех дней после перечисления, или далекого месторасположения банкоматов. Могут быть также дополнительные расходы и потери времени. Представьте, приехали раз к банкомату, а его загружают или нет денег, или они не успели поступить на счет до начала праздников, и приходится ждать, пока кончатся все новогодние каникулы, чтобы добраться до денег. Определенные технические сложности для пользователя есть даже в Москве. В регионах же они будут еще серьезней.