|
Депутаты-коммунисты Государственной Думы – Президенту Путину и Председателю Правительства Медведеву: Денежно-кредитная политика в РФ требует коренного пересмотра!Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву
«О предоставлении информации и коллективном обращении видных экономистов по вопросу коренного пересмотра денежно-кредитной политики»
Депутатский запрос
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В адрес депутатов Государственной Думы ФС РФ поступило обращение видных экономистов по вопросам коренного пересмотра денежно-кредитной политики России. Как сообщают авторы обращения, реализуемая на протяжении последних лет денежно-кредитная и эмиссионная политика монетарных властей России, искусственно душит развитие отечественной экономики, уничтожает остатки наукоёмких производств и консервирует технологическую отсталость. Она закрепляет за Россией статус сырьевой колонии и рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций, делая нереализуемыми планы по модернизации экономики и отраслевой диверсификации производства. Далее в обращении авторы указывают на противоречащие интересам экономики РФ действия монетарных властей: - Банк России осознано отказывается от развития полноценной системы рефинансирования экономики; - Банк России повторяет ошибки осени 2008 года и сталкивает российскую экономику в кризис; - Банк России на протяжении многих лет борется с инфляцией издержек монетарными методами; - Россия понесла чистый инвестиционный убыток в размере 50 млрд. долларов в виде уплаты процентов и дивидендов иностранцам; - Банк России отказывается возродить валютное регулирование и финансовый контроль; - действия Банка России спровоцировали масштабный кризис ликвидности в банковском секторе; - Банк России не создает фундамент для возникновения долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике; - сохраняется внутренняя противоречивость правового статуса, целей и функции деятельности Банка России, его неподконтрольность и неподотчетность Парламенту, Правительству и обществу. На основании ст. 7,14,17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» просим Вас предоставить депутатам Государственной Думы ФС РФ информацию о мерах по исправлению ситуации по каждому из указанных в запросе направлений денежно-кредитной политики, а также рассмотреть предложения, содержащиеся в обращении видных экономистов, и принять соответствующие меры и решения. О результатах рассмотрения и принятых решениях просим проинформировать депутатов по адресу: 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, 1, Государственная Дума ФС РФ.
Депутаты Государственной Думы:
Зюганов Г.А. Андреев А.А. Апарина А.В. Афонин Ю.В. Берулава М.Н. Бортко В.В. Дорохин П.С. Заполев М.М. Коломейцев Н.В. Комоедов В.П. Куликов О.А. Локоть А.Е. Мельников И.И. Обухов С.П. Паутов В.Н. Потомский В.В. Разворотнев Н.В. Романов В.С. Романов П.В. Рябов Н.Ф. Синельщиков Ю.П. Собко С.В. Тарнаев А.П. Харитонов Н.М. Ширшов К.В. Штогрин С.И. Юрченко С.И. * * * Обращение к депутатам Государственной Думы РФ по вопросу денежно-кредитной политики Банка России
В последнее время всё большую озабоченность как в экспертном сообществе, так и в деловых кругах вызывают действия Банка России. Несмотря на многочисленную критику и рекомендации со стороны российских учёных, экспертов и представителей реального сектора экономики, Центробанк РФ продолжает реализовывать противоречащую интересам отечественной экономики денежно-кредитную политику. По нашему мнению, реализуемая на протяжении последних лет денежно-кредитная и эмиссионная политика Банка России искусственно душит развитие отечественной экономики, уничтожает остатки наукоёмких производств и консервирует технологическую отсталость. Она закрепляет за Россией статус сырьевой колонии и рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций, делая нереализуемыми планы властей по модернизации экономики и отраслевой диверсификации производства. Наибольшие опасения вызывают следующие действия Банка России, которые, на наш взгляд, требуют привлечения к себе пристального внимания со стороны государственных органов и немедленного разъяснения со стороны властей. Банк России осознанно отказывается от развития полноценной системы рефинансирования экономики, ограничивая эмиссию рубля притоком иностранной валюты в виде экспортной выручки, иностранных кредитов и спекулятивного капитала. Реализация колониальной политики «currency board» превратила Центральный Банк России в филиал ФРС США и свела денежно-кредитную политику ключевого экономического института к функциям валютного обменника. Закономерным результатом является перманентный дефицит денег в экономике, непозволительно высокая стоимость кредитных ресурсов, инвестиционный кризис в несырьевых секторах промышленности, деградация производства и консервирование сырьевой направленности экономики. Банк России повторяет ошибки осени 2008 г. и сталкивает российскую экономику в кризис, повышая ставку рефинансирования и ужесточая денежно-кредитную политику в условиях разрастания кризисных явлений в мировой экономике и охлаждения производственной активности в России. Курс на привлечение и удержание спекулятивного капитала вместо оказания поддержки отечественным товаропроизводителям может привести к повторению 2008 г. - масштабному обвалу ВВП, производства и инвестиций. Банк России на протяжении многих лет борется с инфляцией издержек монетарными методами. Инфляция в России в значительной степени обусловлена высокими издержками производства: коррупцией, ускоренным ростом цен на ГСМ и услуги естественных монополий, изношенным оборудованием, аварийным состоянием технологической инфраструктуры, высокой стоимостью кредитов. Ужесточение денежно-кредитной политики лишь провоцирует рост стоимости кредитов, стимулируя дальнейшее увеличение издержек, ускорение темпов роста инфляции и обесценение доходов населения. Уже сегодня ставка рефинансирования ЦБ РФ (8,25%) эквивалентна рентабельности экономики, а стоимость кредитов для малого и среднего бизнеса достигает 18-23%, что в 2,5-3 раза выше рентабельности в наукоёмкой промышленности и аграрном секторе. Только в 2011 г. Россия понесла чистый инвестиционный убыток в размере 50 млрд. долл. в виде уплаты процентов и дивидендов иностранцам в связи с нежеланием Банка России развивать систему рефинансирования экономики и повышать доступность кредитных ресурсов. За период с 2000 г. по сентябрь 2012 г. совокупный чистый инвестиционный убыток России достиг 303,1 млрд. долл. - 80% федерального бюджета и 17% ВВП России в 2011 г. Банк России отказывается возродить валютное регулирование и финансовый контроль. В результате чего только за период с января 2008 г. по сентябрь 2012 г. чистое бегство капитала из России превысило 350 млрд. долл., из которых практически 180 млрд. долл. пришлось на долю незаконного вывоза капитала. Действия Банка России по искусственному ограничению денежного предложения и привязке эмиссии рубля к притоку иностранной валюты спровоцировали масштабный кризис ликвидности в банковском секторе. Уже более года российский банковский сектор пребывает в коматозном состоянии и балансирует на грани коллапса. Ставки по однодневным кредитам на межбанковском рынке подскочили с 2,5% летом 2011 г. до 6,5% в сентябре 2012 г. А объём ежедневных вливаний в банковский сектор со стороны Банка России подскочили с 170 млрд. рублей до 2,5-2,7 трлн. рублей за аналогичный промежуток времени. Банк России не создаёт фундамент для возникновения долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике. От 75 до 90% всей эмиссии национальной валюты в США, Еврозоне, Японии и Великобритании обеспечивается за счёт рефинансирования отечественной финансовой системы под залог государственных и корпоративных ценных бумаг. При этом подавляющая часть операций рефинансирования приходится на операции с долгосрочными долговыми бумагами, в результате чего центральные банки, по сути дела, предоставляют долгосрочный кредит правительству и национальной экономике. В результате этого все действия Банка России, ключевого финансово-экономического института, призванного выступать кредитором последней инстанции и основным инструментом рефинансирования экономики, сводятся к «инфляционному таргетированию» и поддержанию «стабильности рубля». В отличие от Центробанков США, Еврозоны, Японии, Великобритании, Китая и других стран мира Банк России в принципе не имеет чётко указанных целей по созданию максимально благоприятных условий для развития отечественной экономики и финансирования экономического роста. В результате особого конституционно-правового статуса Банка России его руководство имеет возможность скрывать от контролирующих органов информацию о существенной части своих операций. Ежегодные отчёты в Госдуме носят формальный характер, так как формы бухгалтерской отчётности определяются самим Банком России. Невозможность проведения независимой аудиторской проверки деятельности Банка России (в том числе по вопросу эффективности управления ЗВР) со стороны Счётной Палаты и регулирующих органов создаёт возможности для коррупции, мошенничества и извлечения прибыли от осуществления неуставной коммерческой деятельности. Вышеуказанные тезисы изложены на основании аналитической записки, подготовленной группой экспертов и составленной В.С. Жуковским. В этой связи мы, нижеподписавшиеся под данным обращением, просим Вас вновь поставить вопрос о проводимой в РФ денежно-кредитной политике и степени ее соответствия интересам развития экономики России. В том числе, потребовать ответ на поставленные вопросы от руководителей государства: президента РФ В.В. Путина, Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева и Председателя Банка России С.М. Игнатьева.
Список подписавшихся под Обращением в адрес депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Бабкин Константин Анатольевич - известный экономист, общественный деятель, президент ЗАО "Новое содружество", председатель "Партии дела". 2. Болдырев Юрий Юрьевич - политик, экономист, публицист, в прошлом народный депутат СССР, глава Контрольного управления президента России, член Совета Федерации, заместитель Председателя Счётной Палаты России. 3. Головин Андрей Аркадьевич - экономист, преподаватель РГТЭУ, общественный деятель. 4. Делягин Михаил Геннадьевич - д.э.н., директор «Института проблем глобализации». 5. Жуковский Владислав Сергеевич - экономист, консультант ряда общественно-политических объединений и партий. 6. Катасонов Валентин Юрьевич - д.э.н., профессор МГИМО, председатель "Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова". 7. Корчевой Евгении Анатольевич - к.э.н., директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш». 8. Кундин Александр Александрович - экономист, финансовый консультант. 9. Левченко Владимир Юрьевич - экономист, финансовый консультант, известный ведущий радиостанции Бизнес ФМ. 10. Мальцев Вадим Александрович - к.э.н., независимый консультант, советник по экономическим вопросам ряда общественных движений и партий. 11. Мямлин Кирилл Евгеньевич - известный публицист, экономист, политолог, директор «Института высокого коммунитаризма». 12. Нотин Александр Иванович - к.и.н., президент АНО "Переправа". 13.Ощерин Леонид Афанасьевич - к.э.н., профессор, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет. 14. Смирнов Михаил Валерьевич - экономист, консультант ряда общественных движений. 15. Ткачёв Василий Николаевич - к.э.н., независимый экономист. 16. Бурлачков Владимир Константинович – д.э.н., профессор. 17. Батчиков Сергей Анатольевич – Председатель правления Российского торгово-экономического союза. |
|||||