|
Иван Мельников на «Открытой трибуне»: Коррупция с ЕГЭ в ряде регионов закрывает московским школьникам двери в сильные вузы
«Уважаемые коллеги, споры вокруг ЕГЭ идут давно. Еще в 2001 году на Парламентских слушаниях, посвященных эксперименту по ЕГЭ, многие предупреждали, что вреда от такого экзамена будет больше, чем пользы. Хорошо это помню, так как сам проводил эти слушания как Председатель Комитета по образованию и науке. В те времена наш Комитет в целом негативно относился к этой идее и, можно сказать, ЕГЭ через парламент пропускать не хотел. Что мы наблюдаем спустя двенадцать лет? Большая часть тех опасений сбывается. Одно из доказательств этому - наше сегодняшнее собрание, которое называется не «успехи ЕГЭ», а «проблемы ЕГЭ: вчера, сегодня, завтра». Даже «завтра», коллеги. Среди массы проблем, связанных с ЕГЭ, есть две глобальные, явные, очевидные для всех проблемы. Одна – общая для всей образовательной системы: коррупция. Выборочная проверка «высокобальных» работ, то есть где получено 80 баллов и более из 100, в 18 субъектах РФ выявила в 77% случаев серьезные нарушения! Другая – для школьника: схематичность подготовки ведет к схематичности знаний. А такие знания не нужны ни родителям, ни самим школьникам, ни вузам, ни работодателям, ни стране. Есть только один маленький плюс: ребята из регионов имеют больше возможностей поступить в хорошие вузы. Но почему плюс этот маленький? Во-первых, потому что все та же проблема коррупции, её масштабы в ряде регионов делают поток студентов в столицу часто неестественным, несправедливо пожирающим места у тех, кто неплохо учился в Москве и Петербурге. Во-вторых, социологический срез показывает, что около 70% школьников Сибири и Дальнего Востока стремятся хорошо сдать ЕГЭ, чтобы больше в свой край не вернуться. Какие у нашей фракции сейчас конкретные предложения? Назову четыре ключевых на данный момент. Первое: добровольность ЕГЭ вместо обязательности, как на выпускных экзаменах в школе, так и на вступительных в вузе. Второе: отказ от тестов с выбором ответа. Сколько не улучшай – это хуже любых форм изложения знаний. Третье: по гуманитарным дисциплинам нужны устные или комбинированные экзамены. Четвертое: снижение давления на школьника. К примеру, в своем законе «О народном образовании» мы предлагали на выбор старшекласснику: сочинение или устный экзамен по литературе. Что лучше получается, то и выбираешь. Это «эквивалентные» испытания. Законопроект в духе этих идей подготовлен фракцией КПРФ для внесения в Государственную Думу. Мы убеждены: нужно как можно скорее уходить от обесчеловеченного и формализованного экзамена - к мыслительному соревнованию. Только такой подход, на наш взгляд, следует считать современным и отвечающим стоящим перед страной задачам». |
|||||