|
«В защиту русского классического наследия в российских школах». Открытое письмо Г.А. Зюганова
Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Премьер-министру Российской Федерации Д.А. Медведеву, Министру образования РФ Д.В. Ливанову, Членам совета Безопасности РФ, Деятелям культуры, Учителям-словесникам
Уважаемые соотечественники! В истории и системе российского образования произошли события, смысл и значение которых можно квалифицировать как реальную угрозу национальной безопасности. Из программы общего полного среднего образования по русскому языку и литературе почти полностью исключены имена и произведения русских классиков, составляющих основу нашей духовности, основу всей русской и советской культуры и цивилизации. Список этих имен не только для интеллигенции России, воспитанной в духе признания и любви к русской классике, но и для всего просвещенного народа российского, чудовищен. Вслушайтесь в эти имена: Крылов, Радищев, Жуковский, Грибоедов, Гоголь, поэты Пушкинской плеяды: Кольцов, Никитин, А.К. Толстой, Майков, Лесков, Шмелев, советские классики: Белов, Симонов, Исаковский, Рубцов. Из программы выпали хрестоматийные произведения А.С. Пушкина: «К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Евгений Онегин»; М.Ю. Лермонтова: «Родина», «Нет, я не Байрон».... Очевидно, что авторами и идеологами новой системы гуманитарного образования избран изощренный метод уничтожения не просто принципов национального образования, но удушения самого русского духа нашей культуры. Пушкинское: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», лермонтовское: «Но я люблю, за что не знаю сам, ее степей холодное молчание», гоголевская «Шинель» и многое другое - не пустой звук, а корневая основа воспитания нашего народа на протяжении нескольких веков. С именами «провинившихся», по мнению либералов, русских классиков связано как создание неповторимого народно-поэтического языка, так и образа самого Человека - с его трепетной душой, как у толстовского Платона Каратаева. Всемирной отзывчивостью, как у князя Мышкина Достоевского. Женской чистотой и верностью, как у пушкинской Татьяны Лариной. Неприятием коррупции, как во всем «Ревизоре» у Гоголя. Беззаветным советским патриотизмом, как у Симонова в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и многое другое. По-видимому, именно этот ярко выраженный национальный и острый социальный смысл нашей литературы и претит нынешнему Министерству образования, решившемуся на окончательное удушение русского просвещения. Так осуществляется преступный замысел «изменения менталитета через школу», то есть геноцид народа посредством образовательных реформ. Ведь именно на этой литературе в России и в Советском Союзе воспитывались поколения людей, образующих, по выражению А.Даллеса, «самый непокорный народ на земле». Да, непокорный, непокоренный, спасавший Шипку и Плевну, Прагу и Варшаву, выстоявший в блокаду Ленинграда и отстоявший Сталинград. А с каким народом устремится современная Россия в будущее? С каким умственным и нравственным багажом придут сегодня молодые люди в Российскую Армию, школы, медицинские учреждения, космические центры, дипломатические миссии? Отношение к русскому языку и русской классике - это, в том числе и отношение к русскому народу. Не случайно выпускники чувашских ВУЗов вместе с дипломами получают на память одну из самых современных книг нашего времени - книгу чувашского просветителя Ивана Яковлева «Духовное завещание чувашскому народу» («Халал»), написанную еще в 1921 году: «чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли.... Народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горести и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания... Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам Матерью». Идеологам и исполнителям «нового образования» следовало бы самим приобщиться и растиражировать этот документ, добавив его к учебной программе, а не укорачивать её до преступного минимума. А может быть, чиновников от образования смущает именно это ярко выраженное национальное обстоятельство, которое так пронзительно высказано у Константина Симонова в стихотворении 1941 года: «что русская мать нас на свет родила, что в бой, провожая нас, русская женщина три раза по-русски меня обняла»? Уж слишком очевидно проявлен антирусский след в обращении чиновников с материалом классики. Русская литература всегда изучалась в неразрывной связи с нашей историей. Взаимопроникая, они дополняли и уточняли друг друга. Таким образом, посягая на русскую литературу, Министерство образования в очередной раз искажает отечественную историю. Из образовательного процесса выпала и великая воспитательная русская критика, без которой невозможно формирование полноценного гуманитарного сознания учащегося. «Тесня русскую классику, - говорил выдающийся ученый-филолог, член-корреспондент РАН Н.Н. Скатов, - мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его будущего». «Придет ли времечко, - приди, приди желанное! Когда народ не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет», - мечтал когда-то Некрасов. Сегодня мы переживаем самый позорный этап, когда с книжного базара несут и насильственно внедряют в программное обучение не просто случайные книги, но часто и произведения, пронизанные антипатриотизмом и русофобией. Мы решительно требуем оградить русскую школу от таких экспериментов, от духовной резервации. Мы можем только приветствовать основные положения программы Президента РФ о патриотическом воспитании граждан России. Мы поддерживаем идею ста приоритетных книг и ста фильмов для нашей молодежи, выдвинутую так же Президентом страны. Но мы никогда не согласимся, чтобы одновременно с этими инициативами наших детей в школе делали в буквальном смысле Иванами, не помнящими родства. Кроме родства кровного, у детей есть духовная родословная - это наша великая русская классическая литература. Мы обращаемся к творческой и научной интеллигенции всей России, ко всему русскому народу, к братским народам Российской Федерации с солидарной просьбой и призывом - защитить наше главное общее богатство - Русское Слово. Мы должны остаться верными клятве военных лет Анны Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь...» Мы обязаны продолжить миссию нашего национального гения А.С. Пушкина: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. И назовет меня всяк сущий в ней язык - и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». Руки прочь от наших святынь: великого, могучего Русского Языка и Русской Литературы!
Г.А. Зюганов, Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе.
В.С. Никитин, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, Председатель Координационного Совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад».
О.Н. Смолин, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию.
Л.Г. Баранова-Гонченко, сопредседатель Союза писателей России.
С.Н. Есин, писатель, профессор Литературного института имени Горького.
В.Н. Крупин, писатель, сопредседатель Союза писателей России. |
|||||